Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Наш детский сад работал по нравственно-патриотическому воспитанию всегда. Сначала это были первые шаги и начались они со знакомства детей с традициями и обычаями русского народа. Работа показала, что этого недостаточно, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Именно поэтому коллективом дошкольного учреждения для выполнения комплекса задач по нравственно-патриотическому воспитанию были разработаны модифицированные программы "Дом, в котором мы живем" , "Растить патриотов России". Кроме этого в данном направлении реализуется парциальная программа "Ремесла Рязанского края", а также долгосрочные проекты: "Мой родной город", "Россия – многонациональная, единая страна", "Подвиг наших дедов" и другие. Заинтересованных педагогов Носову Н.А., Орлову Н.Н, Исламову Е.В., Синтенкову Л.И., Витковску.О.К. объединили в творческую группу «Растить патриотов».
Созданные в дошкольном учреждении музеи: "Дом вести, не лапти плести", "Защитники Отечества", мини-музей компас", центры «Эколята», «Права ребенка» и мини библиотека. В группах уголки патриотического воспитания с государственной символикой страны, края, города, позволяют на более качественном новом уровне организовать учебно-воспитательный процесс, обеспечить всю полноту развития детской личности и его деятельности. Экспонаты музеев позволяют не только расширять познания детей о культурном наследии народов России и Рязанского края, но и прививать духовно-нравственные черты воспитанникам.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время непосредственно образовательной деятельности и охватывает следующие темы: «Люди. Я и взрослые», «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Наш край», «Моя Россия», «Мир». Данные темы усваиваются детьми при проведении таких тематических недель, как: «Детский сад. Мы снова вместе», «Моя страна. Мы разные, мы вместе», «Моя малая Родина», «Кто я? Какой я?», «Семья и семейные традиции», «Я и мои друзья», «Россия – многонациональная, единая страна», «Защитники Отечества. Российская армия» и многие другие.
В утренний отрезок времени во всех группах проводятся беседы о семье, дружбе, д/саде, природе и бережном отношении к ней, о народных праздниках, малой Родине и т.д.; дети играют в русские народные, хороводные и дидактические игры; рассматривают иллюстрации, картины, портреты известных русских писателей, художников, композиторов, проводится последующая беседа по ним и т.д.
Особую духовно – нравственную направленность несут экскурсии и целевые прогулки. Во время экскурсии в краеведческие и наши музеи дети знакомятся с историей нашего города, предметами старины. Прогулки к мемориалу воинской славы, возложение детьми цветов к вечному огню в память о погибших воинах Касимовской земли знакомят детей с героическим прошлым нашего народа, дают благодатную почву для воспитания достойного гражданина страны, патриота своей Родины. Кроме этого во время прогулки организуются целевые прогулки и экскурсии по знакомству с достопримечательностями города, трудом взрослых, природой края: «Наши улицы», «Сезонные изменения в природе», «Почта», «Школа», «Парикмахерская» и мн. др. Во второй половине дня воспитательно – образовательная работа с детьми также разнообразна, это: дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные игры, русские народные игры и игры народов других стран, чтение русских народных сказок, стихов, произведений известных русских писателей, знакомство с обычаями и традициями других народов через чтение, игры, беседы, рассматривание иллюстраций, дни творчества («День природы» – воспитание бережного отношения к природе, «День народных мудрецов», «День поэзии писателей», «День Зенмли», «Летний день» и мн.др.), фольклорные досуги, народные праздники («Новый год», «Рождество», «Масленница», «Пасха» и др.), музыкальные гостиные по знакомству с композиторами, викторины и многое другое.
Задача воспитания гражданина и патриота требует работы в тесном сотрудничестве с другими организациями. Совместно с организациями которые сотрудничают с нами, а также с родителями мы организуем в детском саду выставки предметов быта, выставки семейных работ, совместные праздники. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — мой город»), значения Касимовского района в истории и культуре России («Я — мой город, мой край, мое Отечество»). Для воспитания у детей доброжелательности, взаимопонимания, дружбы, д/сад сотрудничает с
С целью воспитания детей защитниками своей Родины, привития таких качеств личности, как мужественность, дисциплинированность педагоги приглашают пап, дядей соседей служивших в рядах Российской Армии, кадето школы №7 - проводятся встречи «День дружбы», ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы. Ежегодно на такие праздники приглашаются ветераны ВОВ и тыла, воины – интернационалисты. Такое сотрудничество помогает нашему коллективу в решении задач гражданско – патриотического воспитания.
На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому в своей работе по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. За время работы в этом направлении педагогами ДОУ разработаны и реализованы следующие проекты:
- Деревья птицы родного края
- Вырковская игрушка
- Растения в нашей жизни
- Моя малая Родина
- Россия – многонациональная, единая страна
- Подвиг наших дедов и другие.
Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В них отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В нашем детском саду проводятся:
- народные и фольклорные праздники – Масленица, Осенины;
- государственно-гражданские праздники – Новый год, День Героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
- международные праздники – День пожилых людей, День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные праздники – Пасха, Рождество;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
Вся работа по данному направлению осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя спортивные и фольклорные праздники с участием родителей, родительские собрания в нетрадиционной форме, конкурсы, выставки и т.д. Для родителей в каждой группе оформлены папки – передвижки, из которых родители получают информацию о символике России и района, столице нашей Родины – Москве, русских народных праздниках, родном крае и городе, русских народных играх и о многом другом. Родители принимают активное участие в праздниках, развлечениях, выставках.
В 2017 учебном году наш коллектив начал работу над задачей экологического образования дошкольников. Инновационный проект «Эколята» который в этом году представила Кауфман Е.В. на городском конкурсе «Учитель года 2019г». Включение ценностей и традиций нашего города в процесс экологического образования дошкольников даст возможность нашему коллективу решить следующие задачи:
- формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
- формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни;
- создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа;
В ходе реализации проекта планируем использовать следующие формы работы:
- Разные формы НОД: НОД-путешествие, НОД-экскурсия, НОД-викторина, НОД- КВН, интегрированная НОД.
- Защита творческих проектов.
- Защита Лэпбуков .
- Экологические театрализованные представления.
- Экологические праздники, утренники.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- «Уроки доброты».
- Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
- Природоохранные акции.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
- Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т.д.); посадка кустарников, создание цветочных клумб, выращивание цветов, уборка территорий.
- Проведение экологических дней.
- Совместные мероприятия с родителями, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню и т.д.
За годы деятельности ДОУ в направлении патриотического воспитания детей, в результате умело запланированной и организованной работы, осуществляемой в четкой системе, коллективом детского сада достигнуты значительные успехи:
- наблюдается положительная динамика развития познавательного интереса удетей к своей стране;
- отмечается высокий уровень развития в детях таких качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность;
- у детей возросло чувство гордости за свою страну;
- возросло уважительное отношение детей к ветеранам войны и труда, военным, к труду взрослых;
- наблюдается высокий уровень сформированности у детей уважительного отношения к людям других национальностей, доброжелательного и бережного отношения к природе.
Дети принимают активное участие в конкурсах разного уровня: Международных, Всероссийских, областных, городских. Получают звания Лауреатов, победителей в различных номинациях, награждаются за призовые места Дипломами, грамотами.
Результатами данной работы стало:
- повышение профессионального уровня педагогических работников: педагоги детского сада принимают активное участие в городских семинарах, методических объединениях, конкурсах, пять педагогов обобщили опыт работы в направлении патриотического воспитания дошкольников;
- повышение интереса родителей к вопросам воспитания и обучения детей в семье в духе гражданственности и патриотизма, об этом свидетельствует активное участие родителей во всех мероприятиях детского сада.
Но у педагогического коллектива есть планы на будущее:
- продолжать работу по патриотическому воспитанию;
- углубленно работать над экологическим образованием детей;
- поделиться опытом работы детского сада по реализации проекта «Творческие группы МБДОУ «Д/С №16».
Заместитель заедующего по ВМР Соколова М.Ю.