"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерства образования);
- региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.
- Декларация о правах инвалидов - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975 .
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов - принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 .
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993
- Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями - Саламанка, Испания, 7-10. 06. 1994 .
- Конвенция о правах инвалидов - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008.
Федеральные документы
- Конституция РФ 1993 г. Статья 43 Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на образование...».
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
- Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271).
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. "273-ФЗ
Правительственные документы
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.)
- Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями) «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи.
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 «О национальной доктрине образования в РФ».
- государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011. №175).
Ведомственные документы
- Концепция реформирования системы специального образования, принята коллегией Министерства образования РФ 09.02.1999.
- Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» (письмо Министерства образования РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6).
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» письмо Минобрнауки РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06).
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, Утвержденное приказом Министерства образования России от 24.03.2009 № 95
№ |
Вносимые дополнения |
Особенности реализации |
1 |
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах |
Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в ДОО ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
Информация об использовании при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Освоение образовательных программ предусматривает очную форму без применения дистанционных технологий |
3 |
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ имеется музыкальный и спортивный залы, где имеется возможность для занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. |
4 |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ создана безбарьерная среда для граждан с ограниченными возможностями здоровья, при входе в объект установлена вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефным шрифтом и на контрастном фоне; обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания. |
5 |
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
При наличии воспитанников из числа детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ имеется возможность обеспечения их горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги. |
6 |
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В МБДОУ созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей (законных представителей) мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. |
7 |
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
На официальном сайте ДОУ представлена версия для слабовидящих |
8 |
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён. Газета «Дошкольное образование» Сайт "Фестиваль педагогических идей. "Открытый урок"" МЦФР «Образование»:электронное образование» www.msbook.ru |
9 |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется оборудование: мячи разного размера, массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, сухой бассейн. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. |
10 |
Информация о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Общежитие и интернат отсутствуют |
Современное российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан - как взрослых, так и детей. Одним из основных принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В нашем учреждении в рамках реализации программы «Доступная среда 2016-2020» созданы условия по обеспечению доступности объекта и услуг для маломобильных групп населения.
Установлены:
- кнопка вызова персонала для сопровождения инвалидов;
- тактильная комплексная табличка, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- на дверях нанесены зрительные указатели в виде жёлтых кругов;
- для определения адаптированного входа в здание размещены указатели, обозначающие вход для инвалидов-колясочников;
- на первом этаже организована зона целевого приема со специальным креслом для людей с ограниченными возможностями и информацией на стенде о деятельности дошкольного учреждения.
- Оборудована автостоянки для инвалидов.
Разработаны локальные акты:
- паспорт доступности,
- должностная инструкция ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения,
- приказ о назначении ответственного лица за организацию приема граждан, относящихся к маломобильной группе населения, инвалидов, лиц с ОВЗ,
- ведется журнал инструктажа об условиях предоставления услуг инвалидам.
Изменения правил размещения на официальном сайте образовательной организации на основании Постановления Правительства Российской Федерации
от 17 мая 2017 г. № 575